20 июня, 11:45

Как я это записал? СОЮЗ 013 Ambisonic в работе звукорежиссёра Романа Уразова: первый опыт и интересные находки

Как я это записал? СОЮЗ 013 Ambisonic в работе звукорежиссёра Романа Уразова: первый опыт и интересные находки

Роман Уразов — известный звукорежиссёр и сооснователь питерской студии звукозаписи «The Mix Room». В его послужном списке — сотрудничества с Tesla Boy, Zivert, Brazzaville и другими известными артистами, а также сведение саундтреков к отечественным фильмам и сериалам.


С 2014 года в студии Романа используют микрофоны СОЮЗ, а с моделью 023 the Bomblet он работает с момента её выхода. В этой статье звукорежиссёр рассказывает о своём первом опыте работы с микрофоном СОЮЗ 013 Ambisonic и о том, какие возможности он открыл для записи пространственного звука.


Первый опыт: запись Маарьи Аарма

КЯЭЗ_2.png
Мой первый полноценный опыт работы с микрофоном СОЮЗ 013 Ambisonic случился во время записи эстонской певицы Маарьи Аарма (Maarja Aarma MA) и её группы.

С Маарьей мы познакомились, когда она пришла на нашу сессию по Dolby Atmos в Студию 89 и принесла свой мультитрек. Я сделал микс из её стемов, рассказал, как это всё работает, а ей стало интересно: во-первых, поработать, а во-вторых, сделать что-то именно в таком формате.

Когда она принесла нам демо своей композиции «Walk Me Home», я уже знал, что СОЮЗ разрабатывают прототип микрофона 013 Ambisonic. И, конечно, мне захотелось попробовать запечатлеть пространство этой записи так, чтобы потом материал можно было использовать и в стерео-миксе, и, возможно, в Dolby Atmos. Ведь когда ты пишешь все группы инструментов (если это касается эстрадного коллектива, а не оркестровой записи), редко бывает возможность поставить деку, аутриггеры (outriggers — очень широко разнесённая пара микрофонов), отдельно Atmos-микрофоны и так далее. Поэтому я и решил воспользоваться этим микрофоном,
 — рассказывает Роман.


КЯЭЗ_3.png

Работа с Ambisonic-микрофонами

До этого момента мне не приходилось иметь дело с микрофонами для пространственной записи, однако я часто работал в surround-форматах (5.1, 7.1, Dolby Atmos), для которых используются различные техники записи пространства. Мне хотелось попробовать какую-то Ambisonics-технологию — она достаточно свободно конвертируется во всевозможные surround-форматы: от бинауральных трюков, которые слышны в основном в наушниках, до 5.1 и 7.1. Плюс само строение микрофона СОЮЗ 013 Ambisonic подразумевает запись звука и отражений во всех направлениях. Поэтому я подумал, что это будет интересный опыт,
 — делится Роман.

КЯЭЗ_4.png

И ещё момент: обычно эстрадные или поп-составы записывают с использованием большого количества ближних микрофонов. Если потом выходить с ними в Atmos, звук получится точечный, очень маленький, — то есть комната будет звучать не очень естественно.

Для справки: Dolby Atmos — это система звучания, в которой колонки в комнате располагаются вокруг тебя и над тобой. Если на близкие микрофоны писать, условно, рояль, на записи вы услышите только лево и право. Не будет какого-то общего рума, и вам сложно будет поместить его в комнату так, чтобы это звучало органично, — придётся прибегнуть к большому количеству реверберации. Так вот, на момент записи Маарьи было не очень много surround-ревёрбов, которые звучали бы натурально хотя бы в формате 7.1. Поэтому перед нами стала задача запечатлеть звук так, чтобы те живые инструменты, которые использовались в аранжировке, максимально объёмно и натурально могли заполнить комнату. 

КЯЭЗ_5.png

Как это было?


Мы делали запись на студии Таллинской школы музыки и балета. Там красивый тонзал, и хорошо организован сетап. В комнате были рояль, барабаны и бас-гитара. А позже мы ещё записывали хор.

Моя задача здесь заключалась в том, чтобы запечатлеть максимально достоверное звучание комнаты — чтобы хор и все инструменты звучали так, будто они находятся одновременно в одном помещении. Также должна была сохраниться дистанция: барабаны дальше от микрофона, чем, например, хор или рояль.

Мне было интересно расположить микрофон 013 Ambisonic таким образом, чтобы он запечатлял всё пространство студии — так я мог бы потом панорамировать инструменты в комнате вокруг этой позиции. В итоге это сработало не совсем так, как я рассчитывал, потому что рояль тоже был относительно спереди. Тогда я расположил микрофон так: лицевая сторона — на барабаны, а тыльная — на рояль. Позже, когда мы писали хор, я просил ребят двигаться по комнате — то есть мы записывали то чуть ближе, то чуть левее, то чуть правее, то чуть дальше. То есть было несколько овердабов, и 013 Ambisonic потом мне помог воссоздать это ощущение.


Перекодирование Ambisonic-А в другие форматы

Немножко теории: микрофон 013 Ambisonic одновременно записывает сразу четыре «сырых» монофонических сигнала в формате Ambisonic-А. Это ещё не пространственное аудио, а только отдельные дорожки: каждый капсюль пишет звук под своим углом. В дальнейшем, при помощи специального плагина от СОЮЗа, эти дорожки объединяются в файл с объёмным звуком — это уже формат Ambisonic-B, который можно панорамировать, микшировать, экспортировать для VR и так далее.

А когда я работал над композицией Маарьи, у СОЮЗа ещё не было своего плагина для перекодирования Ambisonic-А в другие форматы. Поэтому я искал варианты, как всё это провернуть. В итоге для конвертации из А-формата в В-формат я юзал плагин Sennheiser, а апмикс формата-В делал в плагине RØDE


Интересные эффекты и находки при использовании СОЮЗ 013 Ambisonic

1. Очень натуральный барабанный рум.

Если вы, например, имеете опыт с Atmos Home Entertainment, работаете в маленьком формате, и у вас не очень большая комната, то в целом вы можете использовать ближние барабанные микрофоны и оверхеды впереди, а рум-микрофоны панорамировать назад или посреди комнаты.

Но если вы находитесь в большом зале, из-за задержки по времени у вас начнётся просто флэм — удар в записанный ближний микрофон малого барабана или бочки будет приходить к вам гораздо раньше, чем отражение, и барабанная установка будет разваливаться.

СОЮЗ 013 Ambisonic дал абсолютно естественную картину звучания барабанов в комнате. И те отражения, которые играли из задних каналов, ни в коем случае не флэмили и прекрасно работали с ближними микрофонами барабанов.
 
2. Великолепный хор.

Я расположил его не во фронте, а посередине комнаты и сзади. Поэтому когда хор вступает в конце композиции, он как бы «обнимает» слушателя

КЯЭЗ_6.png
 

Другие проекты

Недавно мы делали саундтрек для сериала «Этерна», который скоро появится на стриминговых площадках. Там я работал в 5.1. В довесок к деке и аутриггерам, я поставил 013 Ambisonic за дирижёром — как бы за декой, достаточно высоко, чтобы он собирал максимальное количество отражений и общий баланс оркестра в комнате.

После записи я конвертировал дорожки из А-формата в В-формат и сделал апмикс до 5.1; дальше я немного отфильтровал исходный сигнал по верху и низу и «повесил» на него Blackhole Immersive. У меня получился такой FX-микрофон, который склеивал мне переходы между частями везде, где, допустим, высокие струнные нагнетали какой-то саспенс или, наоборот, тянули низкие контрабасы и виолончели.

Я достаточно сильно его подмешивал, и он органично заполнял собой всю комнату. Не терялась близость «сухих» контрабасов и виолончелей, но при этом вся комната была в модулирующем ревёрбе — это было очень прикольно. Если бы я посылал отдельные каналы, они бы всегда зависели от баланса между собой или того баланса, который я выстроил в миксе. А здесь я просто чекнул, что у меня достаточно хороший, органичный баланс лево / право / фронта / тыла у Ambisonic-микрофона, и на него уже накладывал этот эффект. И, соответственно, он также органично разлетался по комнате. Это классный трюк, я буду продолжать его использовать.