"Мой путь в звукорежиссуре начался с небольших эстрадно-джазовых ансамблей, состоящих из ритм-секции и духовых инструментов. Репертуар таких коллективов обычно включает как эстрадные композиции, так и классические джазовые номера. Поэтому то был период экспериментов и открытий, когда я учился слышать музыку по-новому, находить баланс между инструментами и создавать гармоничное звучание", — рассказывает Дмитрий.
Последние десять лет его жизнь неразрывно связана с Краснодарским биг-бендом Георгия Гараняна, коллективом с богатейшей историей, который продолжает жить и развиваться, сохраняя наследие маэстро. Сейчас оркестром руководит талантливый саксофонист Юрий Красильников.
"На протяжении 10 лет моя работа включает согласование райдеров, обеспечение музыкантов необходимым оборудованием, взаимодействие со звукорежиссёрами коллективов и артистами. Кроме того, я отвечаю за техническую часть ежегодного фестиваля «GG JAZZ» — этот опыт научил меня адаптироваться к разным условиям и требованиям, обеспечивая высокий уровень звука даже при ограниченных ресурсах", — делится Дмитрий.
О микрофонах для джазового оркестра
Подход Дмитрия к выбору микрофонов основан на нескольких ключевых принципах:
Единство звука
То есть использование одинаковых моделей микрофонов для каждой группы инструментов (саксофоны, тромбоны, трубы). Это основа сбалансированного звучания, которая, к тому же, облегчает процесс микширования.
"Например, для пяти саксофонов я использую пять одинаковых микрофонов, для четырёх тромбонов — четыре, и так далее. Этот подход актуален не только для джазовых, но и для симфонических, и народных оркестров, а также любых составов, где есть группы инструментов", — считает Дмитрий.
Гармония технологий
То есть грамотный выбор между конденсаторными и динамическими микрофонами.
"На мой взгляд, конденсаторные микрофоны отлично передают нюансы звучания и динамику исполнения духовых инструментов — у них высокая чувствительность и широкий частотный диапазон. Динамические же я чаще использую для ударных — барабанов и перкуссии.
Так что выбор зависит от конкретной задачи и условий; нередко же наилучший результат результат даёт комбинация конденсаторных и динамических микрофонов", — говорит Дмитрий.
Расположение микрофонов
Разные условия записи, будь то концерт, трансляция или студийная сессия, требуют индивидуального подхода к размещению микрофонов.
"Например, для записи отдельных инструментов и контроля их в миксе микрофоны располагаются максимально близко к источнику звука — это позволяет получить чистый и хорошо контролируемый сигнал.
Дистанционное расположение (то есть размещение микрофона на расстоянии от 20 см до 1,5 метров от источника) позволяет захватить более естественное и объёмное звучание группы инструментов. Однако в этом случае важно учитывать возможность попадания посторонних звуков.
Также эти два подхода можно комбинировать — и одновременно располагать микрофоны как близко, так и удалённо от источника звука. Это нам даст возможность более гибко управлять звуком в процессе микширования, сочетая чёткость и объёмность звучания", — делится Дмитрий.
От скепсиса к восхищению: опыт работы с микрофонами СОЮЗ
"Я всегда был скептиком по отношению к отечественному аудиооборудованию, но микрофоны компании СОЮЗ изменили моё представление о возможностях российской индустрии", — признаётся Дмитрий.
Звукорежиссёр протестировал микрофоны 013 FET в разных условиях.
На саксофонах они продемонстрировали стабильный и чистый звук как в концертных залах, так и на открытых площадках: он был естественным, с хорошей детализацией и управляемостью.
В работе с академической музыкой — а именно на фестивале Дениса Мацуева — СОЮЗы безупречно передали всю глубину и нюансы исполнения.
В туре, в разных городах, с разным оборудованием и акустикой залов, 013 FET неизменно обеспечивали профессиональное и насыщенное звучание.
Кроме того, Дмитрий брал на тест другие узкомембранные микрофоны СОЮЗ — 011 FET. Их он попробовал на трубах и оверхедах ударной установки, и они сразу же продемонстрировали свой широкий частотный диапазон и чёткость звучания.
Частые ошибки начинающих звукорежиссёров при работе с джазовыми коллективами
1. Непонимание стилистики джаза
"Джаз — многообразный жанр, который в себя включает очень много направлений: от свинга и бибопа до фьюжна и мейнстрима. Непонимание специфики конкретного поджанра может привести к неправильной настройке звука. Например, попытка добавить излишний бас в 18-дюймовую бочку барабанов, предназначенную для лёгкого и аккуратного звучания, или стремление сделать звук слишком агрессивным там, где требуется деликатность", — считает Дмитрий.
2. Отсутствие подготовки перед работой с новым коллективом
"Перед работой с новым оркестром важно изучить его музыку, понять особенности звучания и настроения. Прослушивайте записи, знакомьтесь с райдерами, общайтесь с музыкантами — это поможет лучше подготовиться и избежать ошибок".
3. Избыток эффектов
"Излишнее применение реверберации, эквализации и других эффектов может исказить звучание инструментов и голоса. В акустическом джазе ценится натуральность и чистота звука, так что обязательно соблюдайте баланс и меру".
4. Игнорирование акустики помещения
"Каждое помещение — это уникальное звуковое пространство, характеристики которого нужно учитывать при настройке звука. Неправильное размещение микрофонов и неучёт отражений могут негативно повлиять на общее звучание".
Другие рекомендации Дмитрия Балюкова для начинающих специалистов
"Очень важно постоянно изучать музыку, погружаться в различные стили и направления джаза, слушать разных исполнителей, анализировать их звучание. Это поможет лучше понимать, какого звука ожидают и музыканты, и слушатели", – убеждён Дмитрий.
Также ключом к профессиональному росту звукорежиссёр считает общение — с музыкантами, дирижёрами, коллегами. "Постоянный диалог с коллективом позволит лучше понять потребности и ожидания его участников, а обмен опытом с другими звукорежиссёрами поможет расширить знания и найти новые идеи для работы".
Эксперименты — наше всё. "Тестируйте разные модели микрофонов, их расположение и настройки. Накопленный опыт поможет быстро находить оптимальные решения в разных ситуациях", — считает Дмитрий.
Обязательно анализируйте и работайте над ошибками. "Записывайте выступления — это поможет вовремя выявлять и исправлять недочёты, совершенствуя навыки и подходы к работе. И помните: ошибки — неотъемлемая часть процесса обучения. Главное — делать выводы и стремиться к постоянному улучшению своего мастерства".